Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

Гипотезы о появлении жизни
Главная
Форум
Гостевая
Что такое экология?
Гипотезы о появлении жизни
Причины исчезновения живых организмов
Формы воздействия промышленности на природу
Охрана природы
Несколько правил для сохранения природы Экологическая обстановка в Волгоградской области Заповедники
О авторах

Многотысячелетняя история Homo Sapiens знала не одну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте человека системе живых существ. В этом вопросе с древности существует две противоположные точки зрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого из неживого - теория абиогенеза ; другая - теория биогенеза - отрицает самопроизвольное зарождение жизни. Последнее возрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направлений и происходила боьба в вопросе о возникновении жизни на всем протяжениии истории науки. Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строго научную почву и тем самым обосновать правильность теории абиогенеза. Они дают возможность наметить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую,и те пути эволюции веществ, которые могли привести к возникновению живого.

Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится к такому явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (V в. до н. э.) приписывал деревьям способность нестияйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный ученый, как Аристотель (IV в. до н. э.), высказывал аналогичные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды.

Незнание способов размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того, что для них считалась возможной способность возникновения из мертвых остатков живыхсуществ или из неорганических веществ. Например, вшамАристотель приписывает происхождение из мяса, клопам _ из соков тела животных, а дождевым червям - из ила прудов.Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью.

Особенно это относится к такому явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (V в. до н. э.) приписывал деревьям способность нестияйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный ученый, как Аристотель (IV в. до н. э.), высказывал аналогичные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Незнание способов размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того, что для них считалась возможной способность возникновения из мертвых остатков живыхсуществ или из неорганических веществ. Например, вшамАристотель приписывает происхождение из мяса, клопам _ из соков тела животных, а дождевым червям - из ила прудов.Взгляды на происхождение жизни в средние века следует также расценивать как следствие невежества, которое помере накопления положительного знания уступало место более правильным представлениям.

Однако, поскольку авторитет Аристотеля поддерживался средневековой церковью, идея самопроизвольного зарождения господствовала в умах длительное время и направляла средневековых алхимиков на поиски рецепта искусственного превращения неживого вещества в живую материю. Сюда относятся рецепты приготовления мышей из пшеницы при помощи "фермента", исходящего от грязной рубашки; приготовление человека из гниющих жидкостей человеческого тела - мочи "и крови, а также многие другие.


В более позднее время открытие микроскопа расширило представления о строении организма и показало Сложность строения таких, например, существ, как насекомые, которые до того причислялись к простейшим организмам.Соответственно этому была взята под сомнение и сама возможность их зарождения из неживого.
Первые опыты в этом "направлении принадлежат итальянскому ученому Ф. Реди (середина ХУН в.). Он покрылкисеей, не ограничивающей доступ воздуха, мясо и показал, что при этом на мясе не появляется личинок мясной мухи, которая обычно откладывает оплодотворенные яйца на
гниющем мясе. Таким образом, и для этих насекомых оказался справедливым принцип "все живое - из живого". Чрезвычайно важны в этом отношении взгляды английского ученого В. Гарвея (ХУI в.). Ему принадлежит большая работа по размножению, в которой он провозгласил принцип"все живое - из яйца". Правда, и Гарвей отдал дань представлениям своей эпохи, допуская возможность самозарождения для таких животных, как насекомые или черви.

С другой стороны, благодаря микроскопу было открыто существование огромного числа мельчайших живых существ, организованных еще проще, чем насекомые, червии другие из ранее известных животных. К этому следуетдобавить еще микроорганизмы, в огромных количествахзаселяющие растворы органических веществ. Все эти обстоятельства благоприятствовали тому, что идея самозарождения получила кажущееся подкрепление.

Среди работ этого направления следует отметить первые по времени экспериментальные исследования ирландского священника д. Нидгема (1748), который закупоривал колбы, наполненные питательным раствором, и подвергал ихнагреванию на тлеющих углях. Высокая температура, помнению автора, должна была убить все зародыши, которыемогли бы проникнуть В колбу извне. Тем не менее спустянесколько дней в колбах в изобилии появлялись микроорганизмы, что служило для Нидгема неопровержимым доказательством их зарождения из неживой материи.
Взгляды и исследования Нидгема на.шли широкий отклик среди ученых того времени и долго еще служили опорой теории самозарождения. Многие ученые повторялии модифицировали опыты ирландского священника, но невсегда получали одинаковые результаты.

Hosted by uCoz